Биржа труда – рынок профессий
Цель: ознакомить подростков с рейтингом наиболее востребованных профессий в регионе и соответствующей им заработной платой.
Форма: деловая игра.
Участники: учащиеся класса, классный руководитель, психолог, специалист бюро по трудоустройству, родители учащихся.
Подготовительный этап:
• подобрать специальную литературу о профессиях;
• собрать сведения о минимальной и максимальной заработной плате по разным
профессиям, востребованным в регионе;
• пригласить родителей учащихся, которые могут выступить в роли экспертов по
различным профессиям (экономисты, юристы, специалисты отдела кадров и т.д.);
• учащимся постараться выяснить заранее условия труда и зарплаты наиболее
интересующих их профессий.
Вступительное слово ведущего.
В наше время, время деловых и предприимчивых людей, нужно уметь хорошо ориентироваться в мире профессий. Знать спрос на профессии, учитывать перспективы роста дефицита тех или иных профессий, словом быть знатоком рынка профессий. Сейчас мы предлагаем вам следующую игру:
Первый этап игры. На листе бумаги напишите 15 профессий — любых актуальных сегодня профессий, которые только приходят вам в голову. А теперь просмотрите внимательно весь список и выберите из него одну профессию, которая будет цениться обществом наиболее высоко, наиболее перспективную, высокооплачиваемую, престижную профессию. Выпишите название этой профессии на отдельный листок в первую строчку нового столбика. А теперь выписывайте в этот столбик одно за другим названия всех остальных профессий в порядке их престижности и оплачиваемости. В верхней части столбика при этом соберутся самые высокооплачиваемые профессии, а в нижней части — менее оплачиваемые, но столь же сегодня необходимые профессии.
Второй этап игры. Напротив названия каждой профессии напишите размер минимальной и максимальной зарплаты, которую, по вашему мнению, может получить сегодня этот специалист. Для данного этапа игры можно воспользоваться специальной литературой, приготовленной заранее, консультациями экспертов.
Третий этап. Каждый участник группы по очереди зачитывает подготовленный им список профессий без указания зарплаты. Если у вас встречаются такие же профессии, то напротив каждой их них вы ставите пометку. После того как выступят все участники, в вашем списке напротив некоторых профессий может появиться много пометок. За каждую пометку начисляется один балл. Некоторые профессии могут быть помечены несколько раз (и получить, соответственно, несколько баллов) — это будут, очевидно, самые популярные, самые конъюнктурные профессии. А некоторые профессии могут совсем не получить баллов — значит, они не имеют столь большого общественного признания в вашей группе. А теперь сосчитаем число своих пометок и обменяемся мнениями в группе. Выясним, какие из профессий оказались у нас самыми популярными и определим участников, которые включили в свой список наибольшее число самых популярных профессий. Сейчас нам предстоит составить общий для группы список профессий. В этот список нужно включить все профессии, которые были хоть раз упомянуты в ваших индивидуальных списках. На листе ватмана или на доске начинаем записывать рейтинг профессий по количеству полученных баллов, начиная от самых популярных до встречающихся наименьшее количество раз. После составления списка профессий напротив каждой из них давайте укажем минимальную и максимальную заработную плату. Здесь возможны различные точки зрения/живая дискуссия, споры. Пусть все участники игры выскажут свою точку зрения. Желательно прийти к единому мнению по всем профессиям.
Таким образом, общий список профессий с указанием зарплаты специалистов готов. Можно подвести окончательные итоги. Для этого проведем конкурс аналитиков рынка профессий:
— Сравните свой индивидуальный список профессий с общим списком, подготовленным группой. Поставьте 1 балл за каждую профессию из вашего списка, если она вошла в общий список без изменения зарплаты, т.е. если ваш предварительный анализ стоимости услуг данного специалиста был одобрен группой. Итак, вы начисляете себе по одному баллу за каждого специалиста, если ваша предварительная оценка его труда вошла без изменения в общий групповой список. Эта работа займет у вас 5—7 минут. А теперь сравним численные результаты конкурса аналитиков и поздравим их с победой!
Спасибо! На этом наша игра в рынок профессий окончена!
Информация для ведущего
Какие профессии являются самыми востребованными и перспективными?
Вот десяток самых востребованных работодателями в 2001—2002 гг. профессий, предполагающих наличие среднего и среднего специального образования (согласно журналу «Обучение в России» № 3. 2002 г.).
1. Менеджер по продажам.
2. Секретарь-референт.
3. Менеджер по работе с клиентами.
4. Бухгалтер, экономист.
5. Оператор персональных компьютеров, системный администратор.
6. Водитель-экспедитор.
7. Сотрудник отдела маркетинга.
8. Инженер-технолог производства.
9. Квалифицированный рабочий-наладчик.
10. Продавец торгового зала, ларька.
Надо помнить, что востребованность тех или иных специалистов в российских условиях — вещь, меняющаяся приблизительно каждые пять лет. Когда-то остро не хватало бухгалтеров и юристов, все стремились получить эту специальность, и как результат наступило их перепроизводство. Сейчас нужны инженеры, а значит, через какое-то время их станет больше, чем нужно. Следует учитывать и то, что в положение дел на рынке труда активно вмешиваются политика с экономикой. После августа 1998 г. многие банковские служащие потеряли работу, а те, кто ее сохранил, стали получать заметно меньше. На сих-то профессиях социально-политические изменения сказываются значительно слабее — например, транспортники. Они будут нужны всегда и всем, по-
этому их заработки стабильны, а сами они «непотопляемы».
А вот кого больше всего искали кадровики и рекрутеры различных организаций в первой половине 2002 г. — здесь уже речь идет о специалистах с высшим образованием:
1. Программист.
2. Секретарь-референт со знанием иностранных языков.
3. Инженер-технолог.
4. Бухгалтер.
5. Дизайнер.
6. Менеджер по продажам.
7. Менеджер по рекламе.
8. Менеджер офиса.
9. Юрист. Ю.Логистик.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Профессиональные ориентации подростков
Современные подростки не желают идти на производство, быть рабочими. Это же относится к сельскому хозяйству и строительству. Они предпочитают торговлю, сферу услуг, хотят быть служащими в госаппарате. Но наибольшей привлекательностью пользуются профессии бухгалтеров, экономистов (35— 40%). Предпринимателями желают стать 19,5%. Однако на любую работу — лишь бы в коммерческих структурах — согласны только 9,5% респондентов. Интересно, что традиционные профессии российской интеллигенции — врачи, учителя, инженеры — в совокупности набрали 27,4%. Веяние времени состоит в том, что невиданный ранее престиж приобрели юриспруденция и ее представители в самых разных структурах.
Изучение взаимосвязи типа личности
и сферы профессиональной деятельности
Согласно типологии личности американского психолога Дж. Холланда, различают шесть психологических типов людей: реалистичный, интеллектуальный, социальный, конвенциальный (стандартный), предприимчивый, артистический. Каждый тип характеризуется определенными особенностями темперамента, характера и т. д. В связи с этим определенному психологическому типу личности соответствуют профессии, в которых человек может достичь наибольших успехов. Отнесение людей к тому или иному психологическому типу осуществляется с помощью соответствующих опросников.
Определение типа личности по методике Дж. Холланда осуществляется следующим образом.
Оснащение. Опросник и лист для ответов.
Порядок работы. Ответный лист можно заполнять индивидуально или в группе. Испытуемому дается следующая инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете работать по любой специальности. Однако если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли? Обведите кружком выбранный вами ответ в регистрационном бланке».
Опросник Дж. Холланда
1 а. |
Инженер-технолог |
1 6. |
Конструктор |
2 а. |
Завуч по внеклассной заботе |
2 6. |
Председатель профсоюзного комитета |
3 а. |
Дизайнер |
3 6. |
Чертежник |
4 а. |
Ученый-химик |
4 6. |
Бухгалтер |
5 а. |
Политический деятель |
5 6 |
Писатель |
6 а. |
Повар |
6 б. |
Наборщик |
7 а. |
Адвокат |
7 6. |
Редактор научного журнала |
8 а. |
воспитатель |
8 6. |
Художник по керамике |
9 а. |
Вязальщик |
9 6. |
Санитарный врач |
10 а. |
Нотариус |
10 6. |
Снабженец |
11 а. |
Переводчик |
116. |
Лингвист |
12 а. |
Педиатр |
12 6. |
Статистик |
13 а. |
Заведующий магазином |
13 6. |
Фотограф |
14 а. |
Философ |
14 6. |
Психиатр |
15 а. |
Оператор ЭВМ |
15 6. |
Карикатурист |
16 а. |
Садовник |
166. |
Метеоролог |
17 а. |
Учитель |
176. |
Командир отряда |
18 а. |
Художник по металлу |
18 6. |
Маляр |
19 а. |
Гидролог |
19 6. |
Ревизор |
20 а. |
Заведующий хозяйством |
20 6. |
Дирижер |
21а. |
Инженер-электронщик |
216. |
Секретарь-машинистка |
22 а. |
Главный зоотехник |
22 6. |
Зоолог |
23 а. |
Спортивный врач |
23 6. |
Фельетонист |
24 а. |
Водитель троллейбуса |
24 6. |
Медсестра |
25 а. |
Копировщик |
25 6. |
Директор |
26 а. |
Архитектор |
266. |
Математик |
27 а. |
Работник детской комнаты милиции |
27 6. |
Счетовод |
28 а. |
Председатель колхоза |
28 6. |
Агроном-счетовод |
29 а. |
Биолог |
29 6. |
Офтальмолог |
30 а. |
Архивариус |
30 6. |
Скульптор |
31а. |
Стенографист |
31 6. |
Логопед |
32 а. |
Экономист |
32 6. |
Заведующий магазином |
33а. |
Научный работник музея |
33 6. |
консультант |
34 а. |
Корректор |
34 6. |
Критик |
35 а. |
Радиооператор |
35 6. |
Специалист по ядерной физике |
36 а. |
Врач |
36 6. |
Дипломат |
37 а. |
Актер |
37 6. |
Телеоператор |
38 а |
Археолог |
38 6 |
Эксперт |
39 а. |
Закройщик-модельер |
39 6. |
Декоратор |
40 а. |
Часовой мастер |
40 6. |
Монтажник |
41 а. |
Режиссер |
41 6. |
Ученый |
42 а. |
Психолог |
42 6. |
Поэт |
Лист ответов
(ФИО) ___________________________________________________________________
1 а |
1 б |
2 а |
2 б |
3 а |
|
3 б |
4 а |
4 б |
5 а |
5 б |
|
6 а |
6 б |
7 а |
|||
7 б |
8 а |
8 б |
|||
9 а |
9 б |
10 а |
10 б |
11 а |
|
11 б |
12 а |
12 б |
13 а |
||
13 б |
14 а |
14 б |
15 а |
15 б |
|
16 а |
16 б |
17 а |
17 б |
18 а |
|
18 6 |
19 а |
19 б |
20 а |
20 б |
|
21 а |
21 б |
22 а |
|||
22 б |
23 а |
23 б |
|||
24 а |
24 б |
25 а |
25 б |
26 а |
|
26 б |
27 а |
27 б |
28 а |
||
28 б |
29 а |
29 б |
30 а |
30 б |
|
31 а |
31 б |
32 а |
32 б |
||
33 а |
33 б |
34 а |
34 б |
||
35 а |
35 б |
36 а |
36 б |
37 а |
|
37 6 |
38 а |
38 б |
39 а |
39 б |
|
40 а |
40 б |
41 а |
|||
41 б |
42 а |
42 б |
Обработка результатов. Подсчитывав количество отмеченных ответов в регистрационном бланке по каждому столбцу в отдельности. Полученные числовые значения характеризуют выраженность определенного типа личности по классификации Дж. Хол-ланда:
1-й столбец — реалистичный тип, 2-й столбец — интеллектуальный тип, 3-й столбец — социальный тип, 4-й столбец — конвенциальный тиа, 5-й столбец — предприимчивый тип, 6-й столбец — артистический тип. Анализ полученных данных производится путем выделения столбца, содержащего наибольшее количество отмеченных ответов и соответствующих определенному типу личности по Дж. Холланду.
Характеристика типов личности но Дж. Холланду
1. Реалистичный тип
«Мужской» тип. Обладает высокой эмоциональной зависимостью, ориентирован на настоящее. Предпочитает заниматься конкретными объектами и их использованием. Выбирает занятия, требующие моторных навыков (постоянное движение), ловкости. Отдает предпочтение профессиям с конкретными задачами: механик, водитель, инженер, агроном и т. п. Характерны невербальные способности, развитые моторные навыки, пространственное воображение (чтение чертежей). Имеет шансы добиться успеха в таких областях; как физика, экономика, кибернетика, химия, спорт.
2. Интеллектуальный тип
Характерны аналитический ум, независимость и оригинальность суждений. Преобладают теоретические и эстетические ценности. Ориентируется на решение интеллектуальных творческих задач. Чаще выбирает научные профессии. Структура интеллекта гармонична: развиты вербальные и невербальные способности. Характеризуется высокой активностью, на общение не настроен. В беседах чаще является передатчиком информации, в основном — интроверт. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: математика, география, геология, творческие профессии.
3. Социальный тип
Отличался выраженными социальными умениями (умением общаться, стремлением к лидерству, потребностями в многочисленных социальных контактах). Независим от окружающих, с успехом приспосабливается к обстоятельствам. Эмоционален и чувствителен. В структуре интеллекта выражены вербальные способности. Отличается стремлением поучать и воспитывать окружающих, способностью к сопереживанию и сочувствию. Наиболее предпочитаемые сферы деятельности: психология, медицина, педагогика.
4. Конвенциальный тип
Отдаст предпочтение структурированной деятельности, работе по инструкции, определенным алгоритмам. Имеются способности к переработке конкретной, рутинной (цифровой) информации. Подход к проблемам носит стереотипный характер. Черты характера: консерватизм, подчиненность, зависимость. В поведении и общении придерживается стереотипов, хорошо следует обычаям. Слабый организатор и руководитель. Чаще преобладают невербальные (особенно счетные) способности. Наиболее предпочтительны такие специальности, как бухгалтер, финансист, товаровед, экономист, делопроизводитель, машинистка, канцелярский служащий.
5. Предприимчивый тип
Выбирает цели и задачи, позволяющие проявить энергию, импульсивность, энтузиазм. Чертами характера являются: стремление к лидерству, потребность в признании, предприимчивость, некоторая агрессивность. Предпочитает задачи, связанные с руководством, личным статусом.
6. Артистический тип
В отношениях с окружающими опирается на свое воображение и интуицию, присущ эмоционально сложный взгляд на жизнь. Черты характера: независимость в принятии решений, оригинальность мышления, обычно не живет по правилам и традициям. Предпочитает занятия творческого характера: музицирование, рисование, деятельность в области гуманитарных наук. Хорошо развито восприятие и моторика. Высокий уровень экстравертированности. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: история, философия, искусство.