Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 2 человека

ТЕСТЫ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ

Дата: 7 апреля 2020 в 09:36, Обновлено 8 апреля 2020 в 10:27

Биржа труда – рынок профессий

Цель: ознакомить подростков с рейтингом наибо­лее востребованных профессий в регионе и соответ­ствующей им заработной платой.

Форма: деловая игра.

Участники: учащиеся класса, классный руководи­тель, психолог, специалист бюро по трудоустрой­ству, родители учащихся.

Подготовительный этап:

• подобрать специальную литературу о профес­сиях;

• собрать сведения о минимальной и максималь­ной заработной плате по разным

  профессиям, востребованным в регионе;

• пригласить родителей учащихся, которые мо­гут выступить в роли экспертов по

  различ­ным профессиям (экономисты, юристы, спе­циалисты отдела кадров и т.д.);

• учащимся постараться выяснить заранее ус­ловия труда и зарплаты наиболее

  интересую­щих их профессий.

Вступительное слово ведущего.

В наше время, время деловых и предприимчи­вых людей, нужно уметь хорошо ориентироваться в мире профессий. Знать спрос на профессии, учиты­вать перспективы роста дефицита тех или иных про­фессий, словом быть знатоком рынка профессий. Сейчас мы предлагаем вам следующую игру:

Первый этап игры. На листе бумаги напишите 15 профессий — любых актуальных сегодня профес­сий, которые только приходят вам в голову. А теперь просмотрите внимательно весь список и выбе­рите из него одну профессию, которая будет цениться обществом наиболее высоко, наиболее перспектив­ную, высокооплачиваемую, престижную профессию. Выпишите название этой профессии на отдельный листок в первую строчку нового столбика. А теперь выписывайте в этот столбик одно за другим назва­ния всех остальных профессий в порядке их пре­стижности и оплачиваемости. В верхней части стол­бика при этом соберутся самые высокооплачивае­мые профессии, а в нижней части — менее оплачи­ваемые, но столь же сегодня необходимые профес­сии.

Второй этап игры. Напротив названия каждой профессии напишите размер минимальной и макси­мальной зарплаты, которую, по вашему мнению, может получить сегодня этот специалист. Для дан­ного этапа игры можно воспользоваться специаль­ной литературой, приготовленной заранее, консуль­тациями экспертов.

Третий этап. Каждый участник группы по оче­реди зачитывает подготовленный им список профес­сий без указания зарплаты. Если у вас встречаются такие же профессии, то напротив каждой их них вы ставите пометку. После того как выступят все участники, в вашем списке напротив некоторых про­фессий может появиться много пометок. За каж­дую пометку начисляется один балл. Некоторые профессии могут быть помечены несколько раз (и получить, соответственно, несколько баллов) — это будут, очевидно, самые популярные, самые конъ­юнктурные профессии. А некоторые профессии мо­гут совсем не получить баллов — значит, они не имеют столь большого общественного признания в вашей группе. А теперь сосчитаем число своих по­меток и обменяемся мнениями в группе. Выясним, какие из профессий оказались у нас самыми попу­лярными и определим участников, которые вклю­чили в свой список наибольшее число самых попу­лярных профессий. Сейчас нам предстоит составить общий для группы список профессий. В этот спи­сок нужно включить все профессии, которые были хоть раз упомянуты в ваших индивидуальных спис­ках. На листе ватмана или на доске начинаем запи­сывать рейтинг профессий по количеству получен­ных баллов, начиная от самых популярных до встре­чающихся наименьшее количество раз. После со­ставления списка профессий напротив каждой из них давайте укажем минимальную и максимальную заработную плату. Здесь возможны различные точ­ки зрения/живая дискуссия, споры. Пусть все уча­стники игры выскажут свою точку зрения. Жела­тельно прийти к единому мнению по всем профес­сиям.

Таким образом, общий список профессий с ука­занием зарплаты специалистов готов. Можно под­вести окончательные итоги. Для этого проведем кон­курс аналитиков рынка профессий:

— Сравните свой индивидуальный список про­фессий с общим списком, подготовленным группой. Поставьте 1 балл за каждую профессию из вашего списка, если она вошла в общий список без измене­ния зарплаты, т.е. если ваш предварительный ана­лиз стоимости услуг данного специалиста был одоб­рен группой. Итак, вы начисляете себе по одному баллу за каждого специалиста, если ваша предва­рительная оценка его труда вошла без изменения в общий групповой список. Эта работа займет у вас 5—7 минут. А теперь сравним численные результа­ты конкурса аналитиков и поздравим их с победой!

Спасибо! На этом наша игра в рынок профессий окончена!

Информация для ведущего

Какие профессии являются самыми востребованными и перспективными?

Вот десяток самых востребованных работодателя­ми в 2001—2002 гг. профессий, предполагающих на­личие среднего и среднего специального образования (согласно журналу «Обучение в России» № 3. 2002 г.).

1. Менеджер по продажам.

2. Секретарь-референт.

3. Менеджер по работе с клиентами.

4. Бухгалтер, экономист.

5. Оператор персональных компьютеров, системный администратор.

6. Водитель-экспедитор.

7. Сотрудник отдела маркетинга.

8. Инженер-технолог производства.

9. Квалифицированный рабочий-наладчик.

10. Продавец торгового зала, ларька.

Надо помнить, что востребованность тех или иных специалистов в российских условиях — вещь, меня­ющаяся приблизительно каждые пять лет. Когда-то остро не хватало бухгалтеров и юристов, все стреми­лись получить эту специальность, и как результат наступило их перепроизводство. Сейчас нужны ин­женеры, а значит, через какое-то время их станет больше, чем нужно. Следует учитывать и то, что в положение дел на рынке труда активно вмешивают­ся политика с экономикой. После августа 1998 г. многие банковские служащие потеряли работу, а те, кто ее сохранил, стали получать заметно меньше. На сих-то профессиях социально-политические изме­нения сказываются значительно слабее — например, транспортники. Они будут нужны всегда и всем, по-

этому их заработки стабильны, а сами они «непотоп­ляемы».

А вот кого больше всего искали кадровики и рекрутеры различных организаций в первой половине 2002 г. — здесь уже речь идет о специалистах с выс­шим образованием:

1. Программист.

2. Секретарь-референт со знанием иностранных язы­ков.

3. Инженер-технолог.

4. Бухгалтер.

5. Дизайнер.

6. Менеджер по продажам.

7. Менеджер по рекламе.

8. Менеджер офиса.

9. Юрист. Ю.Логистик.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Профессиональные ориен­тации подростков

Современные подростки не жела­ют идти на производство, быть рабочими. Это же относится к сельскому хозяйству и строи­тельству. Они предпочитают тор­говлю, сферу услуг, хотят быть служащими в госаппарате. Но наибольшей привлекательнос­тью пользуются профессии бух­галтеров, экономистов (35— 40%). Предпринимателями желают стать 19,5%. Однако на любую работу — лишь бы в коммерческих структурах — согласны только 9,5% респондентов. Интересно, что традиционные про­фессии российской интеллигенции — врачи, учите­ля, инженеры — в совокупности набрали 27,4%. Ве­яние времени состоит в том, что невиданный ранее престиж приобрели юриспруденция и ее представите­ли в самых разных структурах.

Изучение взаимосвязи типа личности

и сферы профессиональной деятельности

Согласно типологии личности американского пси­холога Дж. Холланда, различают шесть психологи­ческих типов людей: реалистичный, интеллектуаль­ный, социальный, конвенциальный (стандартный), предприимчивый, артистический. Каждый тип харак­теризуется определенными особенностями темперамен­та, характера и т. д. В связи с этим определенному психологическому типу личности соответствуют про­фессии, в которых человек может достичь наиболь­ших успехов. Отнесение людей к тому или иному психологическому типу осуществляется с помощью соответствующих опросников.

Определение типа личности по методике Дж. Хол­ланда осуществляется следующим образом.

Оснащение. Опросник и лист для ответов.

Порядок работы. Ответный лист можно запол­нять индивидуально или в группе. Испытуемому да­ется следующая инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете рабо­тать по любой специальности. Однако если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли? Обведите кружком выбранный вами ответ в регистрационном бланке».

Опросник  Дж. Холланда

1 а.

Инженер-технолог

1 6.

Конструктор

2 а.

Завуч по внеклассной заботе

2 6.

Председатель профсоюзного комитета

3 а.

Дизайнер

3 6.

Чертежник

4 а.

Ученый-химик

4 6.

Бухгалтер

5 а.

Политический деятель

5 6

Писатель

6 а.

Повар

6 б.

Наборщик

7 а.

Адвокат

7 6.

Редактор научного журнала

8 а.

воспитатель

8 6.

Художник по керамике

9 а.

Вязальщик

9 6.

Санитарный врач

10 а.

Нотариус

10 6.

Снабженец

11 а.

Переводчик

116.

Лингвист

12 а.

Педиатр

12 6.

Статистик

13 а.

Заведующий магазином

13 6.

Фотограф

14 а.

Философ

14 6.

Психиатр

15 а.

Оператор ЭВМ

15 6.

Карикатурист

16 а.

Садовник

166.

Метеоролог

17 а.

Учитель

176.

Командир отряда

18 а.

Художник по металлу

18 6.

Маляр

19 а.

Гидролог

19 6.

Ревизор

20 а.

Заведующий хозяйством

20 6.

Дирижер

21а.

Инженер-электронщик

216.

Секретарь-машинистка

22 а.

Главный зоотехник

22 6.

Зоолог

23 а.

Спортивный врач

23 6.

Фельетонист

24 а.

Водитель троллейбуса

24 6.

Медсестра

25 а.

Копировщик

25 6.

Директор

26 а.

Архитектор

266.

Математик

27 а.

Работник детской ком­наты милиции

27 6.

Счетовод

28 а.

Председатель колхоза

28 6.

Агроном-счетовод

29 а.

Биолог

29 6.

Офтальмолог

30 а.

Архивариус

30 6.

Скульптор

31а.

Стенографист

31 6.

Логопед

32 а.

Экономист

32 6.

Заведующий магазином

33а.

Научный работник музея

33 6.

консультант

 34 а.

Корректор

34 6.

Критик

35 а.

Радиооператор

35 6.

Специалист по ядерной физи­ке

36 а.

Врач

36 6.

Дипломат

37 а.

Актер

37 6.

Телеоператор

38 а

Археолог

38 6

Эксперт

39 а.

Закройщик-модельер

39 6.

Декоратор

 40 а.

Часовой мастер  

40 6.

Монтажник

41 а.

Режиссер

41 6.

Ученый

42 а.

Психолог

42 6.

Поэт

Лист ответов

(ФИО) ___________________________________________________________________

1 а

1 б

2 а

2 б

3 а

3 б

4 а

4 б

5 а

5 б

6 а

6 б

7 а

7 б

8 а

8 б

9 а

9 б

10 а

10 б

11 а

11 б

12 а

12 б

13 а

13 б

14 а

14 б

15 а

 15  б

16 а

16 б

17 а

17 б

18 а

18 6

19 а

19 б

20 а

20 б

21 а

21 б

22 а

22 б

23 а

23 б

24 а

24 б

25 а

25 б

26 а

26 б

27 а

27 б

28 а

28 б

29 а

29 б

30 а

30 б

31 а

31 б

32 а

32 б

33 а

33 б

34 а

34 б

35 а

35 б

36 а

36 б

37 а

37 6

38 а

38 б

39 а

39 б

40 а

40 б

41 а

41 б

42 а

42 б

Обработка результатов. Подсчитывав  количе­ство отмеченных ответов в регистрационном бланке по каждому столбцу в отдельности. Полученные чис­ловые значения характеризуют выраженность опре­деленного типа личности по классификации Дж. Хол-ланда:

1-й столбец — реалистичный тип, 2-й столбец — интеллектуальный тип, 3-й столбец — социальный тип, 4-й столбец — конвенциальный тиа, 5-й столбец — предприимчивый тип, 6-й столбец — артистический тип. Анализ полученных данных производится путем выделения столбца, содержащего наибольшее коли­чество отмеченных ответов и соответствующих опре­деленному типу личности по Дж. Холланду. 

Характеристика типов личности но Дж. Холланду

1. Реалистичный тип

«Мужской» тип. Обладает высокой эмоциональной зависимостью, ориентирован на настоящее. Предпо­читает заниматься конкретными объектами и их ис­пользованием. Выбирает занятия, требующие мотор­ных навыков (постоянное движение), ловкости. От­дает предпочтение профессиям с конкретными зада­чами: механик, водитель, инженер, агроном и т. п. Характерны невербальные способности, развитые мо­торные навыки, пространственное воображение (чте­ние чертежей). Имеет шансы добиться успеха в таких областях; как физика, экономика, кибернетика, хи­мия, спорт.

2. Интеллектуальный тип

Характерны аналитический ум, независимость и оригинальность суждений. Преобладают теоретичес­кие и эстетические ценности. Ориентируется на ре­шение интеллектуальных творческих задач. Чаще выбирает научные профессии. Структура интеллекта гармонична: развиты вербальные и невербальные спо­собности. Характеризуется высокой активностью, на общение не настроен. В беседах чаще является пере­датчиком информации, в основном — интроверт. Наи­более предпочтительные сферы деятельности: мате­матика, география, геология, творческие профессии.

3. Социальный тип

Отличался выраженными социальными умениями (умением общаться, стремлением к лидерству, потреб­ностями в многочисленных социальных контактах). Независим от окружающих, с успехом приспосабли­вается к обстоятельствам. Эмоционален и чувствите­лен. В структуре интеллекта выражены вербальные способности. Отличается стремлением поучать и вос­питывать окружающих, способностью к сопережива­нию и сочувствию. Наиболее предпочитаемые сферы деятельности: психология, медицина, педагогика.

4. Конвенциальный тип

Отдаст предпочтение структурированной деятель­ности, работе по инструкции, определенным алгорит­мам. Имеются способности к переработке конкретной, рутинной (цифровой) информации. Подход к пробле­мам носит стереотипный характер. Черты характера: консерватизм, подчиненность, зависимость. В пове­дении и общении придерживается стереотипов, хоро­шо следует обычаям. Слабый организатор и руково­дитель. Чаще преобладают невербальные (особенно счетные) способности. Наиболее предпочтительны та­кие специальности, как бухгалтер, финансист, това­ровед, экономист, делопроизводитель, машинистка, канцелярский служащий.

5. Предприимчивый тип

Выбирает цели и задачи, позволяющие проявить энергию, импульсивность, энтузиазм. Чертами харак­тера являются: стремление к лидерству, потребность в признании, предприимчивость, некоторая агрессивность. Предпочитает задачи, связанные с руковод­ством, личным статусом.

6. Артистический тип

В отношениях с окружающими опирается на свое воображение и интуицию, присущ эмоционально слож­ный взгляд на жизнь. Черты характера: независимость в принятии решений, оригинальность мышления, обычно не живет по правилам и традициям. Предпочи­тает занятия творческого характера: музицирование, рисование, деятельность в области гуманитарных наук. Хорошо развито восприятие и моторика. Высо­кий уровень экстравертированности. В структуре ин­теллекта преобладают вербальные способности. Наи­более предпочтительные сферы деятельности: история, философия, искусство.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.